Маваева Гулнара


2675

Дата рождения: 31 июля 1931 г.
Место рождения: Ташкент
Направления: Танцоры и Танцовщицы

Мамаева Гульнора Низамовна советская артистка, педагог,Народная артистка Узбекской ССР.

Родилась 30 июля 1931 года в Ташкенте.

В 1941 году окончила балетную школу имени Тамарахоним. В 1948 окончила балетную студию при Театре им. Навои (педагоги В. И. Вильтзак, У. А. Камилов), в 1951 - узбекскую балетную студию Московского хореографического училища (педагог М. А. Кожухова), в 1971 - педагогического отделения Ленинградского хореографического училища.

В период 1945-1949 и 1951-1957 Гулнара была солисткой Театра оперы и балета имени Алишера Навои.

Партии:

Аврора, Эсмеральда, Мария, Сюимбике, Тао Хоа; Гульнара ("Балерина" Мушеля), Юлдуз ("Мечта" Акбарова), Ойниса ("Ойниса" Закирова и Гиенко) и др.

Гулнара Маваева, как талантливая танцовщица приятно и очаровательно исполняющая узбекские народные танцы, смогла поразить зрителей танцами «Большие танцы», «Шёлк», «метод Ферганы», «Задорная девушка», «Поразила меня», «Пусть танцует», «Эй, сарви равон», «Лезгинка Оразбон» и другими. Побывала во многих зарубежных странах с знаменитыми танцорами Давид Ойстрах, Георг Отс, Дмитрий Башкиров, Людмила Лядова, Арам Хачатурян, Рашид Бейбутов и другими, показывая миру красоту и изящество узбекского танца. В 1953 году в Бухаресте получила высшую награду Мирового фестиваля молодёжи и студентов и стала обладательницей "Золотой медали".

Выступала с исполнением узбекских классических и народных танцев в городах Советского Союза и за рубежом. С 1971, по окончании педагогического отделения Ленинградского хореографического училища, преподаёт в Ташкентском хореографическом училище, в 1975-78 художественный руководитель.

Танцовщица показало, всё своё искусство и с любовью сыграла партию танцев узбекского, русского и европейского балета.

Следующие партии танцев для актрисы сделали ее известной среди народа : «Жизель»,«Спящая красавица», «Эсмеральда», «Маскарад», «Белоручка», «Ойниса»,« Очаг счастья»,«Веселье»,«По следам грома», «Бахчисарайский фонтан»,«Лебединое озеро».

Увидев такой талант и исполнение танцев Георгий Мишель посвятил ей своё произведение «Балерина».

С 1971 года Гульнара Маваева начала свою педагогическую деятельность в Ташкентском хореографическом училище, а затем с 1974 года Ташкентском институте культуры обучала европейским танцам, и воспитала талантливую танцовщицу как Маъмура Эргашева.

"Остановись, безумная! Остановись!" - просила педагог по танцам маленькую девочку, не замечавшую, что музыка уже давно закончилась, и продолжавшую вдохновенно кружиться в танце. Мелодия была восхитительна, а она так любила танцевать, что даже сейчас, по прошествии стольких лет народная артистка Узбекистана Гульнара Маваева помнит слова: "Вихри вальса все кружат…"

Вдохновила музыка

altС семи лет Гульнара Низамовна посещала балетную школу имени Тамары Ханум, которой в то время заведовал Низам Халдаров. В мире не существовало причины, по которой она могла бы пропустить занятие в любимом классе.

А потом была война, принесшая много изменений в жизнь всех людей и, конечно, нашей тогда еще десятилетней героини. После школы она с горящими глазами принимала участие в массовке в многочисленных спектаклях столичного театра оперы и балета - "Улугбек", "Даврон ота", "Ферганский канал", "Фархад и Ширин", "Лейли и Меджнун". А еще почти каждый день бывала в военных госпиталях, которые находились на пути между школой, балетной студией и театром. Девочки и мальчики помогали всем, чем могли бы маленькие дети, а по вечерам устраивали концерты и выступали перед раненными солдатами - поднимали им настроение. Ребята были счастливы, что хоть как-то могут оказать поддержку в столь тяжелое время.

Непростая была пора и у самой Гульнары Низамовны. Родителей репрессировали, ее направили в детский дом. Но всегда оптимистичный взгляд на жизнь и любовь к танцам помогли пережить все невзгоды.

- Мне кажется, окружение решает если не все, то многое. Выросла я, можно сказать, в культурном дворе, где жили образованные и интеллигент­ные люди. Например, дети из соседней семьи Мухаббат и Уктам разговаривали на английском и французском, которым и меня научили. Кстати, в пять лет уже начала читать "Правду Востока". По буквам, - с улыбкой заметила Гульнара Низамовна.

Вспоминает, как в балетную школу приехал пианист Святослав Рихтер. Несколько раз он аккомпанировал детям на занятиях. В тот период у маленькой Гули была очень короткая стрижка. "Рихтер замечательно играл, я была вдохновлена его музыкой и танцевала без остановки. Он закончил, а я даже не заметила - настолько была увлечена, - рассказывает она. - Понаблюдав немного, он обратился ко мне, назвав Ежиком. Так и осталась с этой кличкой, которая мне очень нравилась".

На первых ролях

После окончания балетной студии при театре имени Навои и узбекской балетной студии Московского хореографического училища Гульнаре Низамовне предложили остаться работать там в Большом театре. Но она предпочла вернуться в родные края и через какое-то время уже стала ведущей солисткой ташкентского театра оперы и балета. Артистов было не так много, практически весь репертуар держался на нескольких солистках. Они задавали настрой в новых постановках, привносили свежий взгляд в старые. За следующие полтора десятилетия наша героиня сыграла огромное количество ролей в отечественных и зарубежных спектаклях - Эсмеральду, Жизель, Аврору, Спящую красавицу и многих других.

Частыми были гастроли, в том числе зарубежные. Рассказывая об этом насыщенном периоде своей жизни, Гульнара Низамовна демонстрирует огромную стопку газет и журналов, бережно хранящуюся в чемоданчике. Она рада поводу снова почитать статьи, посмотреть программки и афиши с ее выступлениями, вспомнить, как это было. Иностранные издания тогда пестрили заголовками об узбекистанской делегации, а на фотографиях непременно она со своей широкой улыбкой. "Видимо, камера любила" - замечает по этому поводу сама артистка. Ценили ее и критики. "Гульнара Маваева - танцовщица лирического склада. Легкость и изящество жестов, плывущая поступь и гибкость корпуса помогают создать образ необычной трепетной юности. В творческой интерпретации актрисы танцы приобретают новый смысл, это уже не мечта, а счастье", - так говорилось в одной из газетных статей, ярко описывающих не только мастерство солист­ки, но и настрой, с которым она прошла свой путь.

Иностранцы не переставали восхищаться ее танцевальным и актер­ским мастерством, но не могли оставить без внимания и длинные густые волосы, непременно заплетенные в красивые косы. Дамы не уставали выспрашивать о том, как она добивается, чтобы они были такими густыми. Так в одной из английских газет появилась статья под заголовком "The sour milk shampoo" ("Кисломолочный шампунь"), в которой раскрывался секрет. Конечно, для зарубежной аудитории такое было в диковинку.

Простота и непосредственность

Позже один из наставников Гульнары Низамовны пригласил ее вести занятия в хореографическом училище. Там она проработала следующие 53 года. О ее преподавательском мастерстве можно судить по ученикам. Огромное количество выпускников стали известными мастерами сцены, до сих пор помнят своего педагога, звонят и навещают не только по праздникам, но и в будни находят время справиться о здоровье и жизни учителя.

Сейчас народная артистка уже на пенсии, а смысл ее жизни - дети, внуки и правнуки, которые не перестают радовать. Скажем, совсем недавно младший внук с отличием окончил ординатуру и собирается работать хирургом-ортопедом.

…В узбекском языке есть слово "содда". Дословного его перевода не найти, приблизительно оно значит "простодушный", "искренний". Так всегда характеризовали Гульнару Маваеву. В детстве, на сцене, в качестве преподавателя и даже сейчас она обладает этими качествами, которые притягивают к себе людей. Это и выделяет ее - артистку, отдавшую сердце своему призванию - балету.

Источник

Сообщить об ошибке Транслит